Этническая
культура в проекте "Путешествие Герды в поисках Кая"
(по мотивам
сказок Г.Х. Андерсена)
«Наш
первый русский университет» М.В. Ломоносов, чей 300-летний юбилей в 2011году
отмечает вся Россия, утверждал, что цель воспитания – формирование личности
человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая
нравственность, любовь к науке, к знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение
Родине. И, конечно,
гуманное, уважительное отношение к людям различных национальностей, к их
историческому наследию, культуре и традициям, потому что «культура каждого
народа, как справедливо заметил Ф. Искандер, - жемчужина на ковре цивилизации».
Чем богаче межнациональный опыт общения, тем гармоничнее отношения между
народами.
Сегодня,
как никогда, актуальна мысль о необходимости воспитания национальной культуры
на здоровой основе: с одной стороны, сохраняя и развивая традиции, обычаи,
нравственные ценности русского этноса, а
с другой – формируя интернационалистические убеждения, уважение к мировым языкам,
национальному достоянию других народов.
Русская пословица гласит: «Дружба
и братство – основа богатства». Где еще, как не в мировой литературе, особенно
в фольклоре, можно найти яркие примеры проявления дружбы народов, гуманизма и
глубокого уважения к общечеловеческим ценностям, независимо от национальности!
Вот почему такое большое значение придается проведению в школе праздников-спектаклей, ведущей идеей
которых является воспитание патриота-интернационалиста, способного уважительно
относиться не только к родному языку, к родной стране, но и к другим народам
мира.
Так у преподавателей ГОУ СОШ №
398 родилась идея создания общешкольного
воспитательного проекта под названием «Современное
прочтение сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева» - новогодний музыкально-поэтический
спектакль «Путешествие Герды в поисках Кая» с использованием продуктов
проектной деятельности учащихся по предметам под руководством педагогического
коллектива школы». В нем сделан
акцент на вечные общечеловеческие ценности: добро, дружбу, любовь,
взаимопомощь, отвагу, толерантность, стремление к интеллектуальному развитию
личности, а также в рамках представления дана возможность фольклорному кружку
под руководством Вельматовой В.А. показать быт, обычаи и традиции русского
этноса. В работе над проектом заняты ученики
1 – 11 классов, их родители и практически весь педагогический коллектив.
Цель
этого воспитательного мероприятия – дать участникам и зрителям
духовно-нравственные ценностные ориентиры и образцы культуры поведения в обществе;
познакомить с этническими особенностями
народов, населяющих Данию, Англию, Францию, Голландию, Германию, Россию; с их языком, традициями, обычаями, искусством
(музыкой и живописью).
Уникальность педагогического проекта
заключается в большом количестве задач, которые решаются в ходе его реализации.
Причем ценностные ориентиры усваиваются непосредственно в процессе работы над
школьными проектами (по географии, МХК, ИЗО, технологии, биологии, химии,
иностранным языкам, математике, по созданию кукол-персонажей сказки) и
спектаклем, в котором участвуют дети разных возрастных групп.
Как
известно, дорого то, к чему приложены собственные руки, фантазия и творчество.
Вот почему так ценна помощь родителей. Форма ее самая разнообразная: пошив
костюмов, изготовление кукол-персонажей сказки вместе с детьми (учащиеся 8
класса «А»), создание пригласительных билетов, программ и афиши спектакля
(родитель – художник-дизайнер Сотникова
Е.Л.) , бесплатное их тиражирование; покупка материала для костюмов
участников и их пошив, фото- и
видеосъемка репетиций и самого представления.
Ребята совместно с педагогами делают
декорации, изготавливают макет русской
избы, причем мальчики 8 класса «А» под руководством учителя труда Коврижкина О.В. не только строят
«сруб», но и воспроизводят обстановку русского дома. Учащиеся средней и старшей школы участвуют в
создании компьютерной презентации для спектакля (руководитель – Мамаева Е.Н.), делают запись музыки и
фонограммы (ученик 11 класса «Б» Штыков
Роман и звукорежиссер – Титов С.В.).
Кстати, следует отметить, что продукты деятельности учащихся: макет русской
избы, куклы-персонажи сказки – станут в дальнейшем экспонатами школьного музея «Изба деревни Выхино». Такое уважительное отношение к плодам труда детей становится дополнительным
стимулом для работы над школьными проектами и существенным вкладом в дело
духовно-нравственного воспитания подростков.
Театрализованное
новогоднее представление написано учителем русского языка Куркиной Т.В. в стихотворной форме. Оно включает элементы
иноязычной речи (сцены на английском и немецком языках – отрывки из
произведений английского писателя Д.К. Джерома и Г.Х.Андерсена – в постановке Сапожниковой Е.А. и Кравченко Н.И.);
танцы, в которых заняты учащиеся 1 – 8 классов. В спектакле звучат авторские
песни на мелодии известных композиторов в исполнении детей.
Театральный кружок (руководитель
– Калинникова С.Н.)готовит одну из
ярких сцен спектакля – «Герда в руках у разбойников». Во время
представления будут демонстрироваться компьютерные презентации – продукты
школьных проектов.
Все это, в том числе и музыкальное оформление
(мелодии в исполнении оркестра Поля Мориа) будет способствовать эмоциональному
воздействию на «актеров» и зрителей, поможет удерживать их внимание и
осуществлять воспитание опосредованно, без дидактики. В результате реализации
проекта мы надеемся добиться улучшения сложившейся ситуации в школе, внедрить
инновационную технологию педагогического проектирования в практику
воспитательной работы и, конечно, пробудить интерес у зрителей
и участников педагогического проекта к
этническим особенностям культуры
разных народов Европы и своей страны.
Хочется верить, что эта работа положит начало
долгосрочному процессу взаимодействия школы, семьи и общественных организаций
по становлению и развитию личности школьника на основе вечных общечеловеческих
ценностей, исторического опыта России через деятельностное отношение к
окружающему миру, к себе и людям, к родному языку, традициям и культуре своего
народа и других национальностей. Ведь только нравственное воспитание
подрастающего поколения способно остановить духовную деградацию общества,
вернуть утраченные идеалы и нормы морали, без которых «не
стоять ни селу, ни городу, ни всей земле нашей».
|