СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРА БАРДОВСКОЙ И ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПЕСНИ (Вечер начинается с песни в исполнении Валерии «Мы вместе») ВЕДУЩИЙ: Сегодня в школьном нашем зале О бардах поведем рассказ, И песни, что хоть раз слыхали, А может, видели, читали, Споем все вместе мы сейчас. ВЕДУЩИЙ: И кто участвовал в походах, Сидел когда-то у костра, Как космонавт без кислорода, Без песни жить не сможет сроду. Гитара - верная сестра! ВЕДУЩИЙ: Пусть струны звонкие гитары Для всех сегодня прозвучат, И, может, песен этих старых Мотивы просто как подарок И в ваши души постучат! ВЕДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ: Дорогие друзья! Сегодня мы собрались в этом зале на вечер бардовской, то есть самодеятельной песни. Рождение ее относится к началу 50-х годов XX века, когда появилась целая плеяда известных авторов: Д. Сухарев, Л. Розанов, Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Якушева, а вслед за ними Б. Окуджава и Н. Матвеева. ВЕДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ: Поначалу основу этого жанра составляли студенческие и туристические песни, авторы которых были чаще всего и исполнителями. Позднее, в 60 и 70-е годы, классиками жанра стали В. Высоцкий, А. Галич, В. Туриянский, В. Берковский, С. Никитин, А. Городницкий, Е. Клячкин, Ю. Кукин, А. Суханов, В. Долина, А. Дольский. В 80-90-х к ним добавились М. Щербаков и творческий дуэт Алексея Иващенко и Георгия Васильева («ИВАСИ»). Достойным продолжателем дела бардов сегодня является Павел Фахртдинов, на концерты которого собирается как молодежь, так и люди старшего поколения. ВЕДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ: Самодеятельная песня и в новом веке продолжает свое существование, включая в понятие жанра студенческий, туристический и армейский фольклор ( например песни афганцев). Сегодня вы услышите произведения родоначальников бардовского творчества. Смотр-фестиваль пройдет по двум номинациям: туристическая и студенческая (армейская) пес ни. Итак, начинаем! (ЗВУЧИТ ГОНГ. ИДУТ КАДРЫ ИЗ ФИЛЬМА, ГДЕ У КОСТРА СИДЯТ РЕБЯТА И ПОЮТ ПЕСНЮ). ВЕДУЩИЙ: В номинации «ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ» ___________ класс представляет хит Розы Чинборисовой и Ильи Сидорова «ЛЮДИ ИДУТ ПО СВЕТУ». Эта песня уже больше 60 лет передается из уст в уста, как гимн тех, кого манит к себе дорога. (СЛАЙД С ИЗОБРАЖЕНИЕМ АВТОРА ПЕСНИ) КЛАСС ИСПОЛНЯЕТ ПЕСНЮ «ЛЮДИ ИДУТ ПО СВЕТУ»
Люди идут по свету. Люди идут по свету, Им вроде немного надо: Была бы прочна палатка И был бы нескучен путь. Но с дымом сливается песня, Ребята отводят взгляды, И шепчет во сне бродяга Кому-то: "Не позабудь!"
Они в городах не блещут Манерами аристократов, Но в чутких концертных залах, Где шум суеты затих, Страдают в бродячьих душах Бетховенские сонаты, И светлые песни Грига Переполняют их.
А люди идут по свету, Слова их порою грубы. "Пожалуйста", "извините", - С усмешкой они говорят. Но грустную нежность песни Ласкают сухие губы, И самые лучшие книги Они в рюкзаках хранят.
Выверен старый компас, Получены карты в сроки, И выштопан на штормовке Лавины предательский след. Счастлив, кому знакомо
Щемящее чувство дороги, Где ветер рвет горизонты И раздувает рассвет.
ВЕДУЩИЙ: Есть среди туристических песен одна из самых любимых. Она, наверное, известна каждому из вас. Это песня ЮРИЯ ВИЗБОРА «МИЛАЯ МОЯ». Она прозвучит в исполнении учащихся _____ класса. Желающие могут присоединиться к припеву песни. (СЛАЙД С ПОРТРЕТОМ Ю. ВИЗБОРА) (КЛАСС ИСПОЛНЯЕТ ПЕСНЮ «МИЛАЯ МОЯ»)
Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены. Тих и печален ручей у янтарной сосны. Пеплом несмелым подернулись угли костра. Вот и окончено все, расставаться пора. Припев: Милая моя, солнышко лесное, Где, в каких краях встретишься со мною? Крылья сложили палатки - их кончен полет, Крылья расправил искатель разлук - самолет. И потихонечку пятится трап от крыла... Вот уж, действительно, пропасть меж нами легла. Припев. Не утешайте меня: мне слова не нужны. Мне б разыскать тот ручей у янтарной сосны. Вдруг сквозь туман там краснеет кусочек огня, Вдруг у огня ожидает, представьте, меня. Припев. ВЕДУЩИЙ: Песня ЮРИЯ КУКИНА «ЗАБЛУДИЛАСЬ МОЯ ПЕЧАЛЬ» несправедливо позабыта сегодня. А ведь несколько десятилетий назад не было практически ни одного молодого человека, будь то студент вуза или любитель турпоходов, кто бы не знал слов песен этого автора. (СЛАЙД С ПОРТРЕТОМ ЮРИЯ КУКИНА) Ю. Кукину принадлежит много песен. Среди них такие, как «ЗА ТУМАНОМ», «Париж» и «ЗАБЛУДИЛАСЬ МОЯ ПЕЧАЛЬ». Последнюю вы сейчас услышите в исполнении ребят _____класса. (КЛАСС ИСПОЛНЯЕТ ПЕСНЮ «ЗАБЛУДИЛАСЬ МОЯ ПЕЧАЛЬ»)
А в тайге по утрам туман, Дым твоих сигарет. Если хочешь сойти с ума, Лучше способа нет. Поезд, длинный смешной чудак, Знак рисуя, твердит вопрос: "Что же, что же не так, не так, Что же не удалось?" А поезд, длинный смешной чудак, Изгибаясь, твердит вопрос: "Это ж, это ж не так, не так, Это ж не удалось?"
Заблудилась моя печаль Между пихт и берез. И не действует по ночам Расстояний наркоз. Расставаясь, шептал: "Пустяк. Ведь не видишь же ты насквозь, Просто что-то не так, не так, Что-то не удалось." А поезд, длинный смешной чудак, Рад стараться, твердит вопрос: "Что же, что же не так, не так? Что же не удалось?" ВЕДУЩИЙ: Среди туристических песен есть не только грустные, печальные, но и немало веселых. Такова, например, шуточная песня ВАЛЕРИЯ БОКОВА «ГОП-СТОП», с юмором рассказывающая о нелегком походе туристов-байдарочников. Очевидно, сам автор знаком не понаслышке с подобной ситуацией на воде. Послушайте песню «ГОП-СТОП» в исполнении ребят _________ класса. (СЛАЙД С ПОРТРЕТОМ ВАЛЕРИЯ БОКОВА). (ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «ГОП-СТОП») Гоп-стоп, в порог заходит экипаж. Гоп-стоп, у всех в глазах ажиотаж. Теперь зачаливаться поздно, налегай на весла, О халяве здесь не думай, впереди по курсу водопад! Гоп-стоп, нас первый вал швыряет вбок. Гоп-стоп, а вот и ты плывешь, сынок. Ну что ж ты клювом все прощелкал, не гляди ты волком, Не хватай за став руками, не пойдешь ты с нами! Где-то за валами твой последний выход - самосвал! Гоп-стоп, заход в нулях, а я один. Гоп-стоп, нет, не дожить мне до седин. Я в водопад влетаю лагом, в пене, как салагу,
На валах меня мотает, воздух в легких тает, Вместе с ним и жизнь уходит от меня. Гоп-стоп, я выползаю на песок. Гоп-стоп, а вот и ты плывешь, сынок, И носовые вылезают, ладно, все бывает! Завтра снова впереди у нас порог! ВЕДУЩИЙ: Много туристических песен написано об альпинистах, покоряющих горы. Среди имен авторов яркими звездами сверкают ЮРИЙ ВИЗБОР и ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ. (СЛАЙД С ПОРТРЕТАМИ Ю. ВИЗБОРА и В. ВЫСОЦКОГО) В исполнении ребят _________ класса прозвучит шуточная песня ЮРИЯ ВИЗБОРА «ВЕРЕВОЧКА», а учащиеся _________ класса исполнят «ПЕСНЮ О ДРУГЕ» ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО.
Веревочка (Ю. Визбор)
Ты ножкой двинула чуть на вершок,
Какао вылила на мой мешок.
Припев: Связал нас черт с тобой,
Связал нас черт с тобой,
Связал нас черт с тобой
Веревочкой одной!
Спустила с высоты ты град камней, Разбила ногу ты и сердце мне.
Припев.
Я ногу щупаю на леднике. Какао хлюпает в моем мешке.
Припев.
Всю смену я больной хожу, томлюсь, Наверно я с тобой не развяжусь.
Припев.
Ты лезла на гору - я страховал. ты загремела вниз - я хохотал.
Припев: Лети же, черт с тобой,
Лети же, черт с тобой!
Не свяжет больше черт веревкой нас одной!
ПЕСНЯ О ДРУГЕ (В. Высоцкий)
Если друг оказался вдруг И не друг, и не враг, а - так, Если сразу не разберешь, Плох он или хорош,- Парня в горы тяни - рискни! Не бросай одного его, Пусть он в связке в одной с тобой - Там поймешь, кто такой. Если парень в горах - не ах, Если сразу раскис и - вниз, Шаг ступил на ледник и - сник, Оступился - и в крик,- Значит, рядом с тобой - чужой, Ты его не брани - гони: Вверх таких не берут и тут Про таких не поют. Если он не скулил, не ныл, Пусть он хмур был и зол, но - шел, А когда ты упал со скал, Он стонал, но - держал! Если шел за тобой, как в бой, На вершине стоял хмельной,- Значит, как на себя самого, Положись на него. ВЕДУЩИЙ: Туристическая песня особенно хороша поздним вечером, когда сидишь у костра. Над головой светят необыкновенно яркие звезды, потрескивают сучья, пахнет дымом и лесным чаем, тихо звенит струнами гитара и звучит песня… ВЕДУЩИЙ: В исполнении ребят _______ класса сейчас прозвучит песня АДЫ ЯКУШЕВОЙ «ВЕЧЕР БРОДИТ…» (СЛАЙД С ПОРТРЕТОМ АДЫ ЯКУШЕВОЙ) (Звучит песня «ВЕЧЕР БРОДИТ…» Вечер бродит по лесным дорожкам, Ты, ведь тоже любишь вечера, Подожди пока еще немножко, Посидим с товарищами у костра Подожди пока еще немножко, Посидим с товарищами у костра Что волшебней задушевной песни, И молчанья в отблесках огня, Нет на свете глаз твоих чудесней, Что глядят задумчиво так на меня. Нет на свете глаз твоих чудесней, Что глядят задумчиво так на меня. Вижу целый мир в глазах тревожных В этот час на берегу крутом. Не смотри ты так неосторожно, Я могу подумать что-нибудь не то. Не смотри ты так неосторожно, Я могу подумать что-нибудь не то. Вслед за песней позовут ребята В неизвестные еще края, И тогда над крыльями заката Вспыхнет яркой звездочкой мечта моя. И тогда над крыльями заката Вспыхнет яркой звездочкой мечта моя. Ясный месяц на прогулку вышел, Смотрят звезды с голубых небес. Друг хороший, ты меня услышишь, Эту песню я пою сейчас тебе. ВЕДУЩИЙ: О чем эти туристические песни, догадаться нетрудно. Конечно, о любви! Ну, разве можно о ней забыть даже в нелегком походе, вдали от дома, от своих друзей и подруг! ВЕДУЩИЙ: В далеком 1958 году в Хибинах студент географического факультета МГУ НИКОЛАЙ КАРПОВ написал стихотворение «Едкий дым создает уют…». И оно стало песней с легкой руки ВЛАДИСЛАВА БЛАГОНАДЕЖИНА. Народ поправил только первую строку: вместо «Едкий дым…» стал петь «Дым костра создает уют…». Песню исполнят ребята ______ класса. (СЛАЙД С ПОРТРЕТОМ НИКОЛАЯ КАРПОВА) Дым костра создает уют, Искры тлеют и гаснут сами... Пять ребят о любви поют Чуть охрипшими голосами. Пять ребят о любви поют Чуть охрипшими голосами.
Если б слышали те, о ком Эта песня сейчас звучала, Прибежали б сюда тайком, Чтоб послушать ее сначала.
Чтоб почувствовать до конца В этом дальнем таежном стане, Как умеют любить сердца, Огрубевшие от скитаний.
Едкий дым создает уют, Искры тлеют и гаснут сами... Пять ребят о любви поют Чуть охрипшими голосами.
ВЕДУЩИЙ: Кто хоть раз побывал в лагере, в походе или на турслете, наверняка, слышал песню «ВАЛЬС В РИТМЕ ДОЖДЯ». Иногда его называют «ОСЕННИЙ ВАЛЬС» или «ВОЖАТСКИЙ ВАЛЬС». АВТОР ЭТОЙ ПЕСНИ - ГРИГОРИЙ ЛИСИЦА. (СЛАЙД С ПОРТРЕТОМ Г. ЛИСИЦЫ) Песню исполняют ребята _______класса.
ВАЛЬС В РИТМЕ ДОЖДЯ. Солнца не будет, жди не жди, Третью неделю льют дожди. Третью неделю наш маршрут С ясной погодой врозь.
2 раза: Словно из мелких-мелких сит Третью неделю моросит. Чтоб не погас у нас костер, Веток подбрось. В мокрых палатках спят друзья, Только вожатым спать нельзя, Сосны качаются в ночи Словно орган звучит.
А у костра ни сесть ни лечь. Как не устанет дождик течь. Слушай, давай станцуем вальс В ритме дождя. В небе не виден звездный свет, В небе просвета даже нет. А под ногами не паркет, А в основном вода. Но согревает нынче нас Этот смешной и осенний вальс, И вопреки всему горит Наша звезда. ВЕДУЩИЙ: В 1968 году на Сахалине была написана Валерием Канером песня «А все кончается, кончается, кончается…». Она сразу стала любимой не только у молодых, но и людей разного возраста. Сегодня она прозвучит в исполнении ребят _______ класса. (СЛАЙД С ПОРТРЕТОМ ВАЛЕРИЯ КАНЕРА) (ЗВУЧИТ ПЕСНЯ В. КАНЕРА «А ВСЕ КОНЧАЕТСЯ, КОНЧАЕТСЯ, КОНЧАЕТСЯ…»). А всё кончается, кончается, кончается!
Едва качаются перрон и фонари,
Глаза прощаются, надолго изучаются -
И так всё ясно, слов не говори...
А голова моя полна бессонницей, Полна тревоги голова моя - И как расти не может дерево без солнца,
Так не могу я быть без вас,мои друзья!
Спасибо вам, - не подвели, не дрогнули, И каждый был открыт - таким, как был. Ах, дни короткие за сердце тронули,
Спасибо вам прощайте - до Курил...
А всё кончается, кончается, кончается! Едва качаются перрон и фонари, Глаза прощаются, надолго изучаются - И так всё ясно, слов не говори.
Мы по любимым разбредёмся и по улицам, Наденем фраки и закружимся в судьбе, А если сердце заболит, простудится - Искать лекарства станем не в себе.
Мы будем гнуться, но наверно не загнёмся, - Не заржавеют в ножнах скрытые клинки! И мы когда-нибудь куда-нибудь вернёмся И станем снова с вами просто мужики!
А всё кончается, кончается, кончается! Едва качаются перрон и фонари, Глаза прощаются, надолго изучаются - И так всё ясно, слов не говори...
ВЕДУЩИЙ: Вот и подошел к завершению первый день фестиваля бардовской песни в номинации «Туристическая песня». В заключение вечера педагоги школы № 398 исполнят попурри из не прозвучавших сегодня песен нашей студенческой юности. Но нам очень хочется поделиться с вами этими замечательными созданиями 60-80-х годов ХХ века.
(ЗВУЧИТ ПОПУРРИ ИЗ ТУРИСТИЧЕСКИХ И СТУДЕНЧЕСКИХ ПЕСЕН РАЗНЫХ ЛЕТ).
1. (АДА ЯКУШЕВА)
Ты мое дыхание, утро мое ты раннее, Ты и солнце жгучее, и дожди. Всю себя измучаю, стану я самой лучшею, И по такому случаю ты подожди. И по такому случаю ты подожди.
2. (Юрий Визбор) Лыжи у печки стоят, Гаснет закат за горой. Месяц кончается март, Скоро нам ехать домой. Здравствуйте, хмурые дни! Горное солнце, прощай! Мы навсегда сохраним В сердце своем этот край! 3. (Сергей Стрижевский) Миг половодья так недолог и потому так сладок он. Но вот уже окончен волок - весла о камень слышен звон. В пороге вал стоит чугунный, накроет - меркнет белый свет. Не доверяйте деве юной весло, рюкзак и спасжилет! 2 раза. 4. (Валерий Кукин) Понимаешь, это странно, очень странно, Но такой уж я законченный чудак: Я гоняюсь за туманом, за туманом, И с собою мне не справиться никак.
Люди посланы делами, Люди едут за деньгами, Убегая от обиды, от тоски... А я еду, а я еду за мечтами, За туманом и за запахом тайги. А я еду, а я еду за мечтами, За туманом и за запахом тайги.
5. (Валерий Ланцберг) Ребята, надо верить в чудеса. Когда-нибудь весенним утром ранним Над океаном алые взметнутся паруса И скрипка пропоёт над океаном. Не три глаза, ведь это же не сон, И алый парус, правда, гордо реет В той бухте, где отважный Грэй нашёл свою Ассоль, В той бухте, где Ассоль дождалась Грэя. С друзьями легче море переплыть И есть морскую соль, что нам досталась. А без друзей на свете было б очень трудно жить, И серым стал бы даже алый парус.