Главная » 2012 » Апрель » 25 » Урок литературы в 11 классе "Изображение народной войны в повести В.П. Некрасова "В окопах Сталинграда"
18:58
Урок литературы в 11 классе "Изображение народной войны в повести В.П. Некрасова "В окопах Сталинграда"
Тема урока:Изображение народной войны в
повести В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда»
ХОД УРОКА (часть 2)
4.Работа с текстом повести В.П.
Некрасова. Беседа-анализ.
1)Что стало предметом художественного осмысления в книге Некрасова? Какая
сторона войны является главной в ее осмыслении?
Предметом художественного исследования стала жизнь человека
на войне в течение часов, дней, месяцев, лет. На войну приезжали жить, и те,
кому посчастливилось, жили 4 года. Вот об этом и рассказывает В.П. Некрасов в
своей книге.
Итак, в центре повести –БЫТ
ВОЙНЫ КАК УКЛАД ЖИЗНИ.
2)Какие же стороны этого уклада показывает Некрасов?
Во-первых, в
продолжение толстовской традиции война изображается как ТЯЖЕЛЫЙ ТРУД бойца,
воина, солдата.
Откроем 2 часть, главу 29. Наш герой, Юрий Керженцев, встречает одного из солдат по фамилии Седых,
с которым раньше воевал, и расспрашивает его о прошедших 4-х месяцах, что они
не виделись.
" -Расскажи-калучше...Как-никак -четыре месяца,
кусочек порядочный.
- Да что рассказывать,товарищ лейтенант. Одно и тоже...- И все-таки
интересомвыслушиваемуюисторию солдатскую... Тогда-то минировали, и
почти
всех накрыло, а тогда-то сутки в оврагепролежал, снайпер ходуне давал,
в
трехместахпилоткупрострелил,а потомв окружении сидел двенедели в
литейномцехе,и немцы бомбили, и есть было нечего и,главное, пить, и он
четыреразанаВолгу заводой ходил, апотом... потом опять минировали,
разминировали. Бруно ставили...
- В общем, сами знаете...- и
улыбается своей ясной, славной улыбкой".
Вот об этом
труде солдат и рассказывает Седых.
Во-вторых, в повести звучит мысль о том, что война – это разрушение
норм естественной человеческой жизни.
Откроем
1 часть, главу 7, в которой Керженцев вспоминает довоенную фотографию
своего друга – Игоря Ширяева.
«Что общегосейчас стемизящным молодым человеком накарточке, которуюон мнекак-топоказывал? Шелковая рубашечка, полосатыйгалстук с громадным узлом, брючки-чарли... Дипломант художественногоинститута. Сидит
на краю стола в небрежной позе, с палитрой в руках ис папиросой в зубах...
Всего этого нет... И полканет,и
взвода, иШиряева,и Максимова. А естьтольконатертаяпятка,насквозьпропотевшаягимнастеркавбелых разводах, "ТТ" на боку инемцы всамой глубинеРоссии,прущие лавиной на
Дон, и вереницы машин, и тяжело, как жернов, ворочающиеся мысли».
В-третьих, война в изображении Некрасова – это
разрушение границ между жизнью и смертью.
Откроем часть 1, главу 16.
«Я помню одногоубитого бойца.
Онлежална спине,раскинув руки, и к
губеего прилипокурок.Маленький,ещедымившийсяокурок.Иэто было
городов, распоротых животов, оторванных руки ног. Раскинутые руки и окурок
на губе. Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сейчас – смерть».
Вот с этим образом связывает В.П. Некрасов свое представление о войне, когда
лишь секунда отделяет человека от смерти.
В-четвертых,
в оценке Некрасова быт войны – это неутихающее чувство вины перед теми, кого
оставляла армия на незащищенной земле.
Откроем
часть1, главу 4.
"Бойцы выходят на дорогу.На ходу
заматывают обмотки. В руках котелки с
молоком.Уворотстоялиженщины- молчаливые, с вытянутымивдольтела
тяжелыми,грубыми руками. Укаждогодома стоят, смотрят, как мыпроходим
мимо. И дети смотрят. Никто не бежит за нами. Все стоят и смотрят".
Часть 1, глава 10. Оказавшись
в Сталинграде, Керженцев попадает в обстановку мирной жизни, о которой мечтал
на войне. Он в доме девушки. Какое же чувство испытывает герой?
«Сколько раз на фронте я мечтал отаких минутах: вокруг тебяничего
не
стреляет, нервется,и сидишь тына диванеи слушаешь музыку,и рядом с
тобой хорошенькаядевушка. И вот я
сижу сейчас на диване и слушаю музыку...
Ипочему-томне неприятно.Почему?Незнаю. Я знаютолько, чтос того
момента, как мы ушли из Оскола,- нет, позже, после сараев,- у меня все
время
на душе какой-то противный осадок. Ведь я не дезертир, не трус,не ханжа, а
вот ощущение у меня такое, как будто я и то, и другое, и третье».