Главная » 2012 » Апрель » 25 » Урок литературы в 11 классе "Изображение народной войны в повести В.П. Некрасова "В окопах Сталинграда"
18:56
Урок литературы в 11 классе "Изображение народной войны в повести В.П. Некрасова "В окопах Сталинграда"
Тема урока:Изображение народной войны в
повести В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда»
ХОД УРОКА (часть 1)
1.Организационный момент.
2.Слово учителя.
Тема Великой Отечественной войны в
нашей литературе священная, так как этоисторическое событие во многом определило судьбу России.Казалось бы, произведениям о войне должна
была быть открыта зеленая улица. Однако произошло иначе: многим из них пришлось
пройти тернистый путь, прежде чем они стали достоянием российского читателя.
Вячеслав Кондратьев, в
интервью перед Днем Победы, вспоминая о послевоенных годах становления
литературы, говорил: «Жить стало
значительно ощутимо сложнее, чем до войны, потому что кое-что мы начали
понимать в жизни, очень мало, конечно, но кое-что». О чем идет речь? В этих
словах заложена мысль, которую выдвигают современные историки: Сталин увидел в
молодых людях, вернувшихся с войны, будущих «декабристов» и сделал все, чтобы
устранить угрозу бунта.
Война стала для целого
поколения серьезной школой жизни. Те, кто прошел ее испытания, молодые лейтенанты,
увидели свою задачу в том, чтобы отразить в литературе новое понимание
происходящего в России. Кто же они, молодые писатели-фронтовики? Юрий Бондарев,
Даниил Гранин, Виктор Астафьев, Вяч. Кондратьев, К. Воробьев, В. Быков, К.
Симонов, В. Некрасов. В поэзии – Б. Слуцкий, Д. Самойлов, С. Гудзенко, С.
Орлов, Ю. Друнина и многие другие. Именно эти люди формировали новое
направление в литературе, получившее название «лейтенантская проза», или
«лейтенантская литература».
Она отличалась двумя
основными чертами:
1)Эта литература в восприятии и оценке
войны опиралась на «окопную правду», открывшуюся солдатам, воевавшим на
переднем фронте.
Критика, характеризуя лейтенантскую прозу, обвиняла ее в том, что она
«ведет читателя по обочине войны», когда события как бы «замкнулись сами на
себе». Это была точка зрения солдата на войну, поэтому критика 70-х годов
уничижительно называла ее «кочкой зрения», подчеркивая, что простому солдату не
дано правильно оценить масштабпроисходящих событий. В противовес лейтенантской прозе появляется ЭПИЧЕСКАЯ литература.
2)Лейтенантскую прозу критика обвинила
в дегероизации войны, поскольку она осмысливалась как трагедия народа.
В 1946 году в передовой
статье «Литературной газеты» подверглись критике стихи А. Межирова, С. Орлова «Его
зарыли в шар земной», С. Гудзенко, поэма О. Берггольц «Твой путь» и стихи М.
Исаковского «Враги сожгли родную хату».
А какова была судьба Виктора Платоновича Некрасова (1911-1987)
и его повести «В окопах Сталинграда»?
3.Сообщение о В.П. Некрасове (Презентация
учащегося).
Некрасов
родился в Киеве, в семье врачей. По образованию архитектор. За 4 года до начала
войны окончил Архитектурный институт одновременно с театрально-художественным
институтом, работал актером и художником в провинциальных театрах.
На войну ушел в июне
1941 года добровольцем и вернулся в 1944 году. Был сапером, служил полковым
инженером. Войну закончил в звании майора, в должности заместителя командира
саперного батальона.
В 1944 году был тяжело
ранен и в начале 1945 года демобилизован. Серьезное ранение в правую руку
требовало усиленных тренировок. Врачи предложили ему писать как можно больше.
Так в 1946 году в журнале «Знамя» вышла его первая повесть «В окопах
Сталинграда», которая была удостоена Сталинской премии.
Однако уже в 1946 году
изменилась политика государства по отношению к вернувшимся с войны. В.П.
Некрасова исключили из партии, затем из Союза писателей, а в 1974 году
насильственно выдворили из страны. Писатель был арестован прямо на улице и
отправлен на самолете в Париж. Только через год жене разрешили выехать кмужу. В течение 13 лет он Некрасов прожил в
Париже. В 1987 году он умер.
Когда сегодня бывшие
фронтовики вспоминают истоки лейтенантской прозы, они утверждают: «Все мы вышли
из некрасовских «Окопов Сталинграда». Именно этой книге суждено было стать
началом целого направления современной литературы о войне.
И наша задача – понять,
почему эта повесть дала жизнь лучшей литературе ХХ века.