Главная » 2012 » Апрель » 26 » Урок литературы в 11 классе Человек и природа в новелле В.П. Астафьева "Царь-рыба"
22:28
Урок литературы в 11 классе Человек и природа в новелле В.П. Астафьева "Царь-рыба"
Тема урока:Человек и Природа в рассказе В.П.
Астафьева «Царь-рыба»
ХОД УРОКА (часть 1).
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
2.СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
«Царь-рыба» - это книга, в которой собран ряд
новелл. В.П. Астафьев работал над ней с 1972 по 1975 год. Название книге дала
первая новелла – «Царь-рыба», в которой поставлена проблема взаимоотношений
человека и природы.
Человек и природа – это, пожалуй, самая актуальная теманашей
современной литературы. Эта проблема стоит перед человечеством уже много лет.
Каждый год фабрики и заводы выбрасывают огромное количество отходов, загрязняя
воздух, реки, нанося вред окружающей среде. Гибель Аральского моря, реальная
угроза Байкалу, образование рукотворных пустынь, вымирание многих видов
животных и
Полное исчезновение уникальных целебных растений – все это следствие
безумного, а порой и преступного отношения к природе для темы человек и
природа.
Каждый писатель в любом своем произведении поднимает тему природы. Это может
быть простое описание места разворачивающихся событий произведения или
выражение чувств героя, но всегда автор показывает и свою позицию, свое
отношение к природе. Обычно здесь бывают две точки зрения: некоторые считают,
что человек — создатель, и он должен покорить все живое, обитающее на земле;
другие, напротив, доказывают, что природа — это храм, и человек обязан
подчиняться ее законам. В.П. Астафьев в новелле «Царь-рыба» пытается
разобраться в этой проблеме и найти ответна этот важный для всех
вопрос: что есть природа: храм или раба человека?
3.АНАЛИЗНОВЕЛЛЫ.
-Какое событие является
кульминационным моментом в новелле?
(Борьба Игнатьича с царь-рыбой).
-Прочитаем этот эпизод со слов «А, была не
была…»
"А-а,была не была!"-- удало, со всего махуИгнатьичжахнул обухом
топора в лобцарь-рыбу и потому, как щелкнуло звонко, без отдачи
гукнуло,
догадался -- угодило вскользь. Надо было не со всей дурацкой силы бить,
надо
былостукнуть коротко, зато
поточнее.Повторять ударнекогда,теперь все
решалосьмгновениями. Он взял рыбину
крюком на упори почти перевалил ее в
лодку. Готовый издать победный вопль, нет, не вопль -- он ведь негородской
придурок, он от веку рыбак, просто тут, в лодке дать еще разок повыпуклому
черепу осетра обухом и рассмеяться тихо, торжественно, победно».
- Какой
художественный образ позволил выразить преступность замысла героя в оценке
автора? (Образ топора).
Этот образ
известен в русской литературе. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и
наказание» топор – это знак необузданной гордыни героя, который нарушил
нравственный закон «Не убий», замахнулся топором
на человека.
-А что же олицетворяет собой ТОПОР у Астафьева?
( Этот топор поднимается на самое мать-природу. Идет
эволюционное развитие «бесовской» философии, суть которой – «все дозволено!».
Эта философия свидетель утверждения человека в непомерной гордыне и расширения
его преступных злодеяний).
- Какой предстает перед читателем
царь-рыба?
«Что-то редкостное, первобытное было не только в величине рыбы,но ив
формахее тела, от мягких,
безжильных, как бычервячных, усов,
висящих под
ровно состругнутой внизуголовой, до
перепончатого,крылатого хвоста -- на
доистори-ческогоящера походила рыбина,какой на картинке вучебнике по
человека всверливалисьмаленькие
глазки с желтым ободкомвокруг
томных,с
картечинывеличиною, зрачков.
Они,эти глазки, без век, без ресниц,
голые,
глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе».
Эпитет «редкостное» дает возможность увидеть в этом
образе некую загадку, печать которой лежит на первозданной природе, чей мир –
это не только мир мощи, но и мир тайны, которой человеку не под силу разгадать.
-Чьи слова вспоминает Игнатьич, увидев
царь-рыбу? Найдите в тексте.
«Игнатьич вздрогнул, нечаянно произнеся, пусть и про
себя, роковые слова
--больно ужмного всякойвсячины наслушалсяон про
царь-рыбу, хотел ее,