ТЕМА: ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ 1805 ГОДА В РОМАНЕ-ЭПОПЕЕ
Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР». ШЕНГРАБЕНСКОЕ СРАЖЕНИЕ.
ЦЕЛЬ: выявить идейно-художественные особенности
изображения войны Л.Н. Толстым, отношение автора к военной кампании 1805 года и
войне вообще – утверждение ее бессмысленности и бесчеловечности; показ
истинного и ложного героизма.
ХОД УРОКА.
- Организационный
момент.
Сообщить
тему и цель урока. Раздать карточки для работы с текстом.
- Вступительное
слово учителя.
Вы
уже заметили, что каждая часть романа Л.Н. Толстого «Война и мир» начинается с
обозначения точных дат происходящих событий:
А)
в июле 1805 года собрала в своем салоне гостей Анна Павловна Шерер (1 часть);
Б)
в октябре 1805 года русские войска занимали села и города эрцгерцогства
Австрийского (2-я часть).
Даты
помогают ориентироваться во времени и отвечают требованиям исторического жанра
романа.
Итак,
оттолкнувшись от предвоенной обстановки и атмосферы назревания конфликта,
Толстой перешел к описанию столкновения России с Западом.
- Беседа
по содержанию 2-ой части романа.
- С какими новыми героями мы знакомимся во
2-ой части романа?
(Александр I, австрийский
император Франц, Наполеон, Кутузов, Мак, Багратион, Вейротер, командиры,
штабные офицеры, солдатская масса: гусары Денисова, пехота – рота Тимохина,
артиллеристы – батарея Тушина).
Вот
эта многогранность и является одной из особенностей стиля Толстого.
- С чего начинается изображение войны 1805
года?
(Со смотра в Браунау).
- Готова ли русская армия к военным
действиям? Как солдаты относятся к происходящему? Чтение диалога во 2-ой главе
(стр. 142).
- Зачем Кутузову понадобился этот смотр войск
в присутствии австрийских генералов?
(Кутузов хотел убедить австрийских генералов
в неподготовленности русской армии к боевым действиям, в необходимости отдыха и
замене обуви, прежде чем идти на соединение с армией генерала Мака).
- Что же хотел сказать сам автор, изобразив
смотр русской армии в Браунау?
(Он показал непонимание солдатами целей этой
войны, отрицательное отношение к ней
народного полководца Кутузова, недоверие союзников друг к другу, бездарность австрийского командования,
нехватку провианта, обмундирования и общую неразбериху.)
- Каково отношение самого автора к войне?
Вспомните его «Севастопольские рассказы».
(Писатель сознательно лишает войну
героического ореола, изображая ее «в крови, страданиях, смерти».)
- Чем определяется характер кампании 1805
года? Каково положение русской армии?
(Характер кампании определялся сложностью
обстановки, в которую попала русская армия после разгрома австрийской армии
генерала Мака).
- Какой выход из создавшегося положения был
найден Кутузовым?
( Шенграбенское сражение, которое давало
возможность русской армии выйти на соединение со своими частями, шедшими из
России).
Кутузов
(таким его изобразил Толстой) считает войну ненужной. Но когда речь заходит о
спасении армии, предпринимает меры военного порядка, обнаруживая опыт и талант
полководца.
- На какой «великий подвиг» отправляет
Кутузов четырехтысячный отряд Багратиона? Какую ставит перед ним задачу?
(Задержать основные силы противника и дать
возможность русской армии без потерь выйти из-под удара армии Наполеона).
- Зачем князь Андрей остается с отрядом
Багратиона?
(Он мечтает совершить подвиг, выдвинуться
благодаря этому из среды офицеров).
- Опрос
учащихся по карточкам.
КАРТОЧКА № 1.
Как
ведет себя на Шенграбенском поле Багратион? (главы 17-18).
КАРТОЧКА № 2.
В
чем разница между поведением Долохова и Тимохина с его солдатами? Каков взгляд
Толстого на проблему истинного и ложного героизма? (глава 20).
ВЫВОД (запись в тетрадь): Толстой видит героизм роты Тимохина в мужестве и
дисциплинированности. Тихий, робкий Тимохин сумел в обстановке хаоса и паники
удержать роту в порядке. И она выручила остальных, даже взяла трофеи и пленных.
Настоящий героизм, без расчета, без выпячивания, особенно ярко выявляется в
сопоставлении с Долоховым, который без стеснения приписывает себе заслуги
Тимохина, хвалится своим ранением и пленением французского офицера.
ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА ИЗ ФИЛЬМА «ВОЙНА И
МИР» (Батарея Тушина).
КАРТОЧКА № 3.
Рассказать
о подвиге батареи Тушина (главы 20-21).
В
чем значение действий этой батареи в Шенграбенском сражении?
(На самом жарком участке, в центре сражения,
без прикрытия находилась батарея Тушинаю Более тяжелой обстановки в сражении ни
у кого не было. В Тушине Толстой показал прекрасного человека,
самоотверженного, мужественного, скромного, решительного. Все эти качества
определяют, по Толстому, норму поведения человека в бою, его истинный героизм).
С
проблемой настоящего героизма соотнесено и поведение князя Андрея.
КАРТОЧКА № 4.
С
какими мыслями шел Андрей Болконский на войну? Есть ли разница между поисками
Тулона князем Андреем и Родионом Раскольниковым («Преступление и наказание»)?
(Князь Андрей хочет разорвать «заколдованный
круг», чтобы достичь своего Тулона, в котором на данном этапе видит смысл своей
жизни).
КАРТОЧКА № 5.
Как
ведет себя Андрей Болконский в сражении?
(Он ведет себя мужественно, находится на
самых опасных участках боя Он единственный из адъютантов, кто передал капитану
Тушину приказ об отступлении). Какую оценку он дал действиям капитана
Тушина и его батареи в палатке Багратиона?
- Подведение
итогов урока.
- Какое значение имеет описание
Шенграбенского сражения для дальнейшего развития сюжета романа «Война и мир»,
для раскрытия образа князя Андрея и для понимания проблемы героизма?
(Шенграбенское сражение в сюжете романа будет
противопоставлено Аустерлицкому, ставшему позором русской армии. Первое было
жизненно необходимым для спасения армии, а второе дано по прихоти императора
Александра I, мечтавшего
о славе Наполеона, которое было подготовлено бездарными австрийскими
генералами. Участие Андрея Болконского в Шенграбенском сражении заставляет
по-новому осмыслить свою мечту о славе. Тушин, герой дня, не только не требовал для себя «славы и любви
людской», но даже не умел постоять за себя перед несправедливым обвинением
начальства, а его подвиг остался невознагражденным).
ЧТЕНИЕ
(стр. 225).
- Задание
на дом:
1). Письменно ответить на вопрос: «Почему после
Шенграбенского сражения князю Андрею «было грустно и тяжело»?
2). Читать т.1, часть 3; т.2, часть 1, главы 7-9,
часть 2, главы 8-9. Аустерлицкое сражение - часть 3, главы 11-19 (Военный
совет, мысли и чувства князя Андрея, Кутузов на поле Аустерлица, подвиг князя
Андрея. Андрей Болконский и Наполеон на Аустерлицком поле).
|