Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 21.05.2024, 06:57

Сайт учителя русского языка и литературы Куркиной Таисии.

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 
Главная » 2011 » Декабрь » 3 » Урок литературы в 10 классе по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"
17:40
Урок литературы в 10 классе по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

ТЕМА:  ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ 1805 ГОДА В РОМАНЕ-ЭПОПЕЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР». ШЕНГРАБЕНСКОЕ СРАЖЕНИЕ.

 

ЦЕЛЬ:  выявить идейно-художественные особенности изображения войны Л.Н. Толстым, отношение автора к военной кампании 1805 года и войне вообще – утверждение ее бессмысленности и бесчеловечности; показ истинного и ложного героизма.

 

ХОД УРОКА.

 

  1. Организационный момент.

Сообщить тему и цель урока. Раздать карточки для работы с текстом.

  1. Вступительное слово учителя.

Вы уже заметили, что каждая часть романа Л.Н. Толстого «Война и мир» начинается с обозначения точных дат происходящих событий:

А) в июле 1805 года собрала в своем салоне гостей Анна Павловна Шерер (1 часть);

Б) в октябре 1805 года русские войска занимали села и города эрцгерцогства Австрийского (2-я часть).

Даты помогают ориентироваться во времени и отвечают требованиям исторического жанра романа.

Итак, оттолкнувшись от предвоенной обстановки и атмосферы назревания конфликта, Толстой перешел к описанию столкновения России с Западом.

     

  1. Беседа по содержанию 2-ой части романа.

-    С какими новыми героями мы знакомимся во 2-ой части романа?

(Александр I, австрийский император Франц, Наполеон, Кутузов, Мак, Багратион, Вейротер, командиры, штабные офицеры, солдатская масса: гусары Денисова, пехота – рота Тимохина, артиллеристы – батарея Тушина).

 

Вот эта многогранность и является одной из особенностей стиля Толстого.

-    С чего начинается изображение войны 1805 года?

(Со смотра в Браунау).

-    Готова ли русская армия к военным действиям? Как солдаты относятся к происходящему? Чтение диалога во 2-ой главе (стр. 142).

-    Зачем Кутузову понадобился этот смотр войск в присутствии австрийских генералов?

(Кутузов хотел убедить австрийских генералов в неподготовленности русской армии к боевым действиям, в необходимости отдыха и замене обуви, прежде чем идти на соединение с армией генерала Мака).

-    Что же хотел сказать сам автор, изобразив смотр русской армии в Браунау?

(Он показал непонимание солдатами целей этой войны, отрицательное отношение  к ней народного полководца Кутузова, недоверие союзников друг к другу,  бездарность австрийского командования, нехватку провианта, обмундирования и общую неразбериху.)

-    Каково отношение самого автора к войне? Вспомните его «Севастопольские рассказы».

(Писатель сознательно лишает войну героического ореола, изображая ее «в крови, страданиях, смерти».)

-    Чем определяется характер кампании 1805 года? Каково положение русской армии?

(Характер кампании определялся сложностью обстановки, в которую попала русская армия после разгрома австрийской армии генерала Мака).

-    Какой выход из создавшегося положения был найден Кутузовым?

( Шенграбенское сражение, которое давало возможность русской армии выйти на соединение со своими частями, шедшими из России).

Кутузов (таким его изобразил Толстой) считает войну ненужной. Но когда речь заходит о спасении армии, предпринимает меры военного порядка, обнаруживая опыт и талант полководца.

-    На какой «великий подвиг» отправляет Кутузов четырехтысячный отряд Багратиона? Какую ставит перед ним задачу?

(Задержать основные силы противника и дать возможность русской армии без потерь выйти из-под удара армии Наполеона).

-    Зачем князь Андрей остается с отрядом Багратиона?

(Он мечтает совершить подвиг, выдвинуться благодаря этому из среды офицеров).

 

  1. Опрос учащихся по карточкам.

 

КАРТОЧКА № 1.

Как ведет себя на Шенграбенском поле Багратион? (главы 17-18).

КАРТОЧКА № 2.

В чем разница между поведением Долохова и Тимохина с его солдатами? Каков взгляд Толстого на проблему истинного и ложного героизма? (глава 20).

 

ВЫВОД (запись в тетрадь): Толстой видит героизм роты Тимохина в мужестве и дисциплинированности. Тихий, робкий Тимохин сумел в обстановке хаоса и паники удержать роту в порядке. И она выручила остальных, даже взяла трофеи и пленных. Настоящий героизм, без расчета, без выпячивания, особенно ярко выявляется в сопоставлении с Долоховым, который без стеснения приписывает себе заслуги Тимохина, хвалится своим ранением и пленением французского офицера.

 

ПРОСМОТР ФРАГМЕНТА ИЗ ФИЛЬМА «ВОЙНА И МИР» (Батарея Тушина).

 

КАРТОЧКА № 3.

Рассказать о подвиге батареи Тушина (главы 20-21).

В чем значение действий этой батареи в Шенграбенском сражении?

(На самом жарком участке, в центре сражения, без прикрытия находилась батарея Тушинаю Более тяжелой обстановки в сражении ни у кого не было. В Тушине Толстой показал прекрасного человека, самоотверженного, мужественного, скромного, решительного. Все эти качества определяют, по Толстому, норму поведения человека в бою, его истинный героизм).

 

С проблемой настоящего героизма соотнесено и поведение князя Андрея.

КАРТОЧКА № 4.

С какими мыслями шел Андрей Болконский на войну? Есть ли разница между поисками Тулона князем Андреем и Родионом Раскольниковым («Преступление и наказание»)?

(Князь Андрей хочет разорвать «заколдованный круг», чтобы достичь своего Тулона, в котором на данном этапе видит смысл своей жизни).

 

КАРТОЧКА № 5.

Как ведет себя Андрей Болконский в сражении?

(Он ведет себя мужественно, находится на самых опасных участках боя Он единственный из адъютантов, кто передал капитану Тушину приказ об отступлении). Какую оценку он дал действиям капитана Тушина и его батареи в палатке Багратиона?

 

  1. Подведение итогов урока.

-    Какое значение имеет описание Шенграбенского сражения для дальнейшего развития сюжета романа «Война и мир», для раскрытия образа князя Андрея и для понимания проблемы героизма?

(Шенграбенское сражение в сюжете романа будет противопоставлено Аустерлицкому, ставшему позором русской армии. Первое было жизненно необходимым для спасения армии, а второе дано по прихоти императора Александра I, мечтавшего о славе Наполеона, которое было подготовлено бездарными австрийскими генералами. Участие Андрея Болконского в Шенграбенском сражении заставляет по-новому осмыслить свою мечту о славе. Тушин, герой дня,  не только не требовал для себя «славы и любви людской», но даже не умел постоять за себя перед несправедливым обвинением начальства, а его подвиг остался невознагражденным).

ЧТЕНИЕ (стр. 225).

 

  1. Задание на дом:

1).  Письменно ответить на вопрос: «Почему после Шенграбенского сражения князю Андрею «было грустно и тяжело»?

2).  Читать т.1, часть 3; т.2, часть 1, главы 7-9, часть 2, главы 8-9. Аустерлицкое сражение - часть 3, главы 11-19 (Военный совет, мысли и чувства князя Андрея, Кутузов на поле Аустерлица, подвиг князя Андрея. Андрей Болконский и Наполеон на Аустерлицком поле).

 

 

Просмотров: 29188 | Добавил: kuznecova | Теги: Шенграбенское сражение, Война, Л.Н. Толстой, Андрей Болконский | Рейтинг: 2.9/12
Всего комментариев: 4
avatar
0
1 ХуйНя полная бля пи3дец • 20:34, 19.04.2012
Хуйня
avatar
0
2 ХуйНя полная бля пи3дец • 20:35, 19.04.2012
Засунь бе в опу этот план дура...тебе только на перекрёстке стоять
avatar
0
3 ХуйНя полная бля пи3дец • 20:36, 19.04.2012
Саснёшь?
avatar
0
4 MotherFuck`a • 11:13, 11.04.2013
Понятно, почему тебя родители назвали"Хуйня полная бля пиЗдец", потому, что ты не ценишь труд других! Еблан ты ебыный бля пиздец:D
avatar
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей

Друзья сайта

litera-398-сайт о литературе и русском языке.

На нашем сайте вы можете прочитать полезные новости из области науки.

добавить на Яндекс

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz
Футбол на Soccer.ru: Новости футбола России и Европы онлайн, Евро кубки и чемпионаты Live