Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 30.04.2024, 06:45

Сайт учителя русского языка и литературы Куркиной Таисии.

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
 
Главная » 2016 » Ноябрь » 4 » Литературные аргументы к сочинению ЕГЭ-11 класс (2016-17)
21:54
Литературные аргументы к сочинению ЕГЭ-11 класс (2016-17)

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕКСТОВ ЕГЭ 2017 ГОДА И АРГУМЕНТЫ К НИМ


П/П

ПРОБЛЕМА

ЛИТЕРАТУРНЫЕ    АРГУМЕНТЫ

1.

Проблема души, внутреннего мира (нравственные качества личности).

1)Д.С. Лихачев  в книге «Письма о добром и прекрасном» пишет, что если человек  ставит себе задачу сделать карьеру или приобретательство, то рискует потерять все. Главное, чтобы погоня за материальными благами не иссушила душу, чтобы была потребность делать добро другим людям, городу, стране.

2)В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова обладает богатым внутренним миром. Она душевно щедра не только по отношению к близким: матери, Соне,  отцу, братьям, но и к посторонним людям, например, к раненым в Бородинском сражении, которым по ее требованию семья отдает свои подводы для выезда из Москвы.

2.

Проблема роли искусства в жизни человека.

1)В своей книге «Письма о добром и прекрасном» Д.С Лихачев пишет, что искусство «освещает и освящает жизнь человека», делает его добрее, счастливее.

2)В рассказе «Выпрямила» Глеб Успенский описывает состояние главного героя после увиденной им в Лувре «Венеры Милосской». Что-то словно  дунуло в глубину его существа, наполнило организм свежестью и светом.

3)В рассказе А. Грина «Таинственная пластинка» мелодия любимого романса воскрешает желание человека бороться за свое счастье и свободу.

3.

Проблема взаимосвязи человека и природы.

1)В своей книге «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачев пишет, что отношения природы и человека – это отношения двух культур, каждая из которых обладает правилами поведения.

2)О взаимоотношениях человека и природы рассказано в повести Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Главный герой Егор Полушкин беспредельно любит  природу, боится нарушить ее гармонию, считает, что  человек никакой не царь природы, а ее старший сыночек. В конце повести герой погибает от рук тех, кто не понимает красоты природы. Но подрастает его сын, который сможет заменить отца, станет беречь родную землю.

4.

Проблема экологии.

Экологические проблемы – это результат деятельности человека, которая неблагоприятно  влияет на окружающую среду.

1)В романе Стругацких «Пикник на обочине»  показано, как на лужайку  с проселка съезжает машина,  из которой выгружаются молодые люди с провизией, транзисторами, фото- и киноаппаратами. Они разжигают костер, ставят палатки, а утром уезжают. Звери, птицы, насекомые, которые с  ужасом наблюдали происходящее, выползают из своих убежищ и видят страшные следы пребывания людей на природе.

2)В.Г. Распутин в повести «Прощание с Матерой»  показывает вмешательство человека в  мир природы: по приказу властей  была затоплена островная деревня Матерая, которая существовала века, ради создания водохранилища. Вместе с деревней ушли под воду луга, пашни, растительный и животный мир.

3)В поэме И. Шкляревского «Чернобыльский ангел» говорится о том, что при экологической катастрофе, подобной Чернобыльской трагедии, ни одно государство не останется в стороне, так как ветер распространит радиацию по всему земному шару.

5.

Проблема доброты

1)В повести А.И. Солженицына «Матренин двор» главная героиня отличается от жителей деревни своей добротой, отзывчивостью на чужую беду. Она помогает бескорыстно, ничего не требуя взамен. Недаром автор называет ее праведником, без которого не стоит ни город, ни село, ни вся земля.

2)В песне Фунтика есть замечательные слова: «Всех нужнее и дороже, всех доверчивей и строже в этом мире доброта».

3)Французский писатель и философ Жан Жак Руссо писал: «Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе».

4)В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» главные герои совершают поистине добрые поступки: Маргарита просит за Фриду, хотя знает, что у нее есть только один шанс вернуть любимого человека, а мастер отпускает на свободу героя своего романа – Понтия Пилата.

6.

Проблема чинопочитания, взяточничества и коррупции

1)В своей комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь собрал целую галерею чиновников, которые используют служебное положение в корыстных целях. Городничий обворовывает казну, грабит купцов, судья охотится на землях истцов, берет взятки борзыми щенками,  в больнице у Земляники больные остаются без лечения, так как отпущенные на это деньги он забирает себе. Гоголь разоблачает чиновничий мир, где нет места совести и чести.

2)В рассказах А.П. Чехова «Смерть чиновника», «Толстый и Тонкий» поднимается проблема чинопочитания. Чиновник Червяков, чихнув нечаянно на лысину генерала, не может успокоиться и в течение нескольких дней ходит извиняться за свой «недостойный поступок». А когда генерал, разозленный назойливым чиновником, прогнал его прочь, Червяков, вернувшись  домой, лег на диван и помер. В рассказе «Толстый и Тонкий» встретились на вокзале два бывших гимназических товарища, разговорились, но, как только Тонкий узнал о высоком чине Толстого, дружеская беседа сменяется разговором чиновников разных рангов, где Тонкий проявляет раболепие перед  своим однокашником.

7.

Проблема милосердия

1)В книге «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачев  пишет о том, что именно милосердие объединяет людей во всем мире.

2)Героиня романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», Соня Мармеладова, своим состраданием спасает от духовной гибели Родиона Раскольникова. Она  добивается, чтобы он совершил явку с повинной, а затем идет с ним на каторгу, своей любовью помогая Родиону обрести утраченную веру.

3)Герой повести М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов во время войны потерял всех своих близких. Но это не ожесточило его. Он усыновляет мальчика-сироту Ванюшу, проявляя подлинное милосердие и доброту.

8.

Проблема роли книг в жизни человека

1)В своей книге «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачев обращается к молодежи с призывом «Любите читать!», так как книга может расширить кругозор, стать средством саморазвития личности.

2)В «Повести о настоящем человеке» Б. Полевой показывает, какую роль в жизни Мересьева сыграла прочитанная им книга о русском летчике, потерявшем во время первой мировой войны ступни ног, но вернувшемся к своей профессии, благодаря тренировкам и силе воли.  Эта книга заставила Мересьева поверить в возможность снова летать, несмотря на отсутствие ног.

3)М. Горький писал: «Всему хорошему во мне я обязан книгам».

9.

Проблема чтения в современном обществе.

1)В книге «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачев отмечает, что чтение – это основной способ интеллектуального развития человека.

2) В повести «В людях» М. Горький писал о роли чтения в его жизни, подчеркивая, что именно чтение книг помогало ему справляться со «свинцовыми мерзостями», встречавшимися  у него на пути.

3) «Чтение – вот лучшее учение» , - писал А.С. Пушкин своему брату Льву Сергеевичу.

10.

Проблема развития и сохранения русского языка

1)В книге «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачев говорит о необходимости бережного отношения к родному языку, так как по-настоящему сильный и здоровый человек не будет употреблять жаргонных слов.

2)Для Василия (Фазиля) Ирзабекова, азербайджанца по национальности, русский язык стал вторым родным. Он борется за чистоту русского языка как публицист. Его книга «Тайна русского слова» помогает осознать чудо живой речи, которое нам оставлено в наследство от предков. Автор анализирует острые современные ситуации, происходящие с нашим языком, и призывает к бережному обращению со словом.

3) В стихотворении Я. Смелякова «Русский язык» есть замечательные строки:

Владыки и те исчезали
Мгновенно и наверняка,
Когда невзначай посягали
На русскую суть языка.

 

11.

Проблема развития техники

1)Рассказать о технических новинках, которые вошли в нашу жизнь и стали привычными (мобильный телефон, скайп, видео, планшет, электронная книга и др.). Человек всегда стремился к усовершенствованию своей жизни.

2)И.А. Ефремов, писатель-фантаст, в своем романе «Туманность Андромеды» изображает чудеса технических достижений в отдаленном будущем (например, средство передвижения из одной точки

земного шара в другую или с планеты Земля на другие небесные тела других галактик).

3)Известный ученый К.Э. Циолковский утверждал, что человечество вечно не останется на земле. Придет время -  люди отправятся покорять космос. И сегодня мечта ученого воплощается в жизнь.

4) В драме А.Н. Островского «Гроза» выведен образ народного умельца, механика-самоучки Кулигина, который мечтает изобрести перпетуум-мобиле (вечный двигатель), он готов сделать для города громоотвод, чтобы уберечь дома от пожаров.

12.

Проблема развития науки

1)О великой роли науки в жизни человека еще в 18 веке убедительно сказал в «Оде на день восшествия…» М.В. Ломоносов, «наш первый русский университет», по словам А.С. Пушкина:

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут,
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде:
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.

2)О деятелях науки создано немало произведений в русской и зарубежной литературе. Вспомним профессора Преображенского из повести М.А. Булгакова «Собачье сердце», ученого с мировым именем, который, оставшись в России после революции, продолжает научные эксперименты с гипофизом головного мозга, пытаясь найти способ омоложения организма и продления жизни.

3) И сегодня наука продолжает движение вперед в разных областях знаний:  в изучении космоса, в медицине, биологии, физике, химии и др. Нет человека, который бы не знал имен великих ученых нашей страны: М.В. Ломоносова, Д.И. Менделеева, авиаконструктора С.П. Королева, академика  А.Д. Сахарова.

13.

Проблема образования в наши дни

1)Д.С. Лихачев в книге «Письма о добром и прекрасном» писал о том, что в наше время, время бурного развития науки и техники,  нельзя обойтись без знаний, без профессиональных навыков. Вот почему необходимо образование: оно играет определяющую роль в судьбе человека.

2)Американская писательница Бел Кауфман в своем романе «Вверх по лестнице, ведущей вниз» пишет о школе, о детях и учителях, преподающих основы наук, о бюрократизме и хаосе, царящих в системе образования. В центре внимания автора учительница, которая самоотверженно пытается в одиночку изменить судьбу  хотя бы одного-единственного подростка.

3)В повести М. Казаковой «Трудно с тобой, Андрей!» повествуется об учительнице литературы, которая дает детям образование не по стандарту, а подходит творчески к обучению и воспитанию учеников. Ей удается найти общий язык с «трудным» подростком, помочь ему обрести верную дорогу в жизни и оценить ее благородный труд  - труд учителя.

14.

Проблема роли дружбы в жизни человека

1)В книге «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачев говорит о том, что именно  в молодости человек обретает настоящих друзей.

2)А.С. Пушкин всю жизнь был верен дружбе с лицеистами.
В стихотворении «Осень» (1825 г.) он называет Царское Село «Отечеством» для всех, кто здесь учился. И.И. Пущину поэт посвятил одно из лучших стихотворений.
«Мой первый друг, мой друг бесценный», -  с такими словами он обратится к лицейскому товарищу, который окажется в Читинском остроге после поражения декабристов.

3)В романе И.А. Гончарова «Обломов» рассказано о дружбе главного героя с Андреем Штольцем, которые пронесут свою привязанность друг к другу с детских лет. После смерти Ильи Ильича Штольц выполнит его просьбу, усыновив ребенка своего друга, чтобы дать ему достойное воспитание и образование.

15.

Проблема роли любви в жизни человека

1)Говоря о любви в своей книге «Письма о добром и прекрасном», Д.С. Лихачев утверждает, что она должна быть умной, то есть соединяться с умением видеть недостатки и бороться с ними как в любимом человеке, так и в окружающих людях.

2)Любовь способна творить чудеса. Соня Мармеладова, героиня романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»  своей самоотверженной любовью сумела возродить Родиона Раскольникова к жизни, вернуть ему утраченные веру и способность любить других людей.

3)Любовь Наташи Ростовой, героини романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», к матери помогла справиться с горем – гибелью сына Пети, не сойти с ума от переживаний.

4)В то же время слепая материнская любовь помещицы Простаковой к сыну Митрофану в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» привела к плачевным результатам: ее избалованное дитя выросло эгоистичным и жестоким существом. В критический момент, когда матери понадобилась его поддержка, сынок отталкивает родительницу. И Стародум произносит под занавес знаменитые слова: «Вот злонравия достойные плоды!»

16.

Проблема исторической памяти

1)Говоря об исторической памяти, Д.С. Лихачев в своей книге «Письма о добром и прекрасном» пишет о необходимости знать историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах, потому что память и знание прошлого делают мир интереснее.

2)Из отдельных стихотворений, написанных  А.А. Ахматовой в разное время, «соткан» «Реквием» - поэма-памятник жертвам сталинских репрессий и тем, кто стоял у «красной тюремной стены» в огромной очереди, чтобы узнать о судьбе близких людей, оказавшихся в застенках.

3)В повести В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда», написанной очевидцем и участником Великой Отечественной войны, нарисована исторически правдивая картина защиты города на Волге от врагов, которым  нужно было одолеть всего двести метров, чтобы Сталинград пал. Но мужество и небывалый патриотизм бойцов и мирных жителей оказались сильнее военной техники и численного превосходства врага. Вечный огонь  горит на Мамаевом кургане в память о тех, кто ценой своей жизни спас город и страну.

 

17.

Проблема памяти Великой Отечественной войны

1)В память о Великой Отечественной войне стоят памятники и обелиски по всей территории России, горит Вечный огонь, напоминая о подвиге народа. И, конечно, всем знакомы слова стихотворения Ольги Берггольц: «Никто не забыт, и ничто не забыто!»

2)В книге С. С. Смирнова «Брестская крепость» собраны рассказы о защитниках бастиона, об их судьбах. Писатель вернул этих людей стране, народу, без чего они себе не мыслили жизни.  Произведение С. Смирнова явилось плодом десятилетней работы писателя над историей обороны Брестской крепости, поездок, поисков документов, людей, встреч и бесед с ними. Сегодня Брестская оборона – одна из страниц истории Великой Отечественной войны, а сама крепость – мемориальный музей.

3) Памятью о Великой Отечественной войне пронизаны книги писателей-фронтовиков. Одна из них – поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин», которая рождалась в грохоте боев, прокатившихся  с запада на восток, до Москвы, а затем назад, до Берлина. И по этим военным дорогам шел герой поэмы – неунывающий солдат Василий Теркин, чья судьба была так похожа на судьбы реальных людей.

18.

Проблема взаимоотношений поколений.

1)Взаимоотношения поколений «отцов» и детей» рассматриваются во многих произведениях художественной литературы. И.С. Тургенев изобразил семью Кирсановых – отца и сына, которых связывают не просто родственные отношения. Они близки духовно: любят читать стихи А.С. Пушкина, многие знают  наизусть, восхищаются музыкой, природой. Однако появление в жизни Аркадия Кирсанова приятеля-нигилиста Базарова вносит диссонанс в прежние гармоничные отношения с отцом. Увлеченный идеями нигилистов, Аркадий старается вести себя в отношениях с отцом и дядей иначе, чем раньше. Но после разрыва с Евгением Базаровым он вновь становится самим собой.

2)В повести А. Алексина «Безумная Евдокия» показаны взаимоотношения родителей и дочери Оли. Мать  и отец не чаяли в ней души, превознося ее таланты и способности, и не заметили, как Оля постепенно превратилась в эгоистку, думающую только о себе, что впоследствии привело к  тяжелой болезни матери по вине дочери.

19.

Проблема патриотизма

1)В книге «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачев указывает на существенную разницу между патриотизмом и национализмом. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим. Писатель призывает молодежь любить свою землю, быть патриотом.

2)Л.Н. Толстой назвал это чувство «скрытой теплотой патриотизма», которое пробуждается в душе русского человека в минуту наивысшей опасности, как, например, у героя романа-эпопеи «Война и мир» Пьера Безухова, оказавшегося волей судьбы в самом центре Бородинского сражения – на батарее Раевского.

3) Такое же понимание патриотизма встречается на страницах повести В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда».  Мужество и небывалый героизм бойцов и мирных жителей оказались сильнее военной техники и численного превосходства врага.

20.

Проблема русского национального характера

1)О русском национальном характере сказано немало на страницах произведений художественной литературы. Кто не знает героя рассказа Н.С. Лескова «Левша»? Талантливый самородок сумел подковать механическую блоху, сделанную английскими мастерами. Приглашенный в Англию, Левша не прельстился предложениями иностранцев, затосковал по России и отправился на Родину, одержимый желанием поведать тайну, что в Англии ружья не чистят кирпичом. Но ему так и не удалось эту правду донести до государя, потому что  в России он попал в больницу для бедняков, где и умер.

2)Катерина Кабанова, героиня драмы А.Н. Островского «Гроза» - это тоже русский национальный характер, в котором сочетаются талант, чистота души, вера в Бога, любовь к свободе и самоотверженность.

3)Русский национальный характер представил М.А. Шолохов в герое своего рассказа «Судьба человека» Андрее Соколове. Пройдя нелегкие испытания в фашистском плену, потеряв свою семью, он не ожесточился душой, а нашел в себе достаточно тепла и любви, чтобы усыновить чужого ребенка - сироту Ванюшу.

 

Просмотров: 1024 | Добавил: kuznecova | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей

Друзья сайта

litera-398-сайт о литературе и русском языке.

На нашем сайте вы можете прочитать полезные новости из области науки.

добавить на Яндекс

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz
Футбол на Soccer.ru: Новости футбола России и Европы онлайн, Евро кубки и чемпионаты Live